МАОУ "СОШ № 28"
г. Сыктывкар, Республика Коми
  • Страничка логопеда

    Учитель-логопед: Мамонтова Людмила Николаевна

    Среди родителей широко распространено мнение о том, что логопед занимается только исправлением неправильно произносимых звуков. А если ребенок выговаривает все звуки, то ему незачем заниматься с логопедом. Но это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

    • Накапливание и совершенствование словаря;
    • Развитие физического и речевого слуха;
    • Коррекция звукопроизношения;
    • Развитие артикуляционно моторики (дикции);
    • Развитие грамматического строя речи (правильности);
    • Обучение навыкам словообразования и словоизменения;
    • Развитие речи. 

    Другими словами, работа логопеда нужна для того, чтобы речь школьников была грамотной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. А значит у ребенка не будет проблем ни с усвоением школьной программы, нис общением со сверстниками и учителями. Так как правильная речь - важное условие успешного и гармоничного развития личности.

    Подготовка к обучению письму (родителям будущих первоклассников)

    Процесс письма  представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией – с другой.
    Следовательно, в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е. В. Гурьянов, Б. Г. Ананьев).
    Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил.

    Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Письмо, как и чтение, невозможно без высокого уровня развития устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей способности к аналитико-синтетической деятельности.
    Второй аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.
     В содержание подготовки детей к письму, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.
    Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы:
    - Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
    - Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка).
    - Ознакомление с правилами письма: пишут слева на право; последовательно заполняют страницу, сохраняя одинаковую величину элементов, равное расстояние между ними.
     Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бордюров и упражнение в написании элементов букв).
    - Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила держания ручки, карандаша).
    Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.
    Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предплечья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.
    Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурных изображений овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и др. в границах строчки.

    Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).
    В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблюдение гигиенических правил при письме.
     

    Профилактика зеркального написания букв у младших школьников

    В начале обучения письма в школе первоклассников учат воспроизводить буквенные знаки. На этом этапе при обучении важно думать не только о написании отдельных букв, но и учитывать уровень сформированности зрительно-пространственных функций. Учитывая уровень развития зрительного восприятия, внимания, памяти и пространственных представлений возможно предупредить появление устойчивых нарушений письма каждого конкретного ребенка.
    При дальнейшем обучении и освоении навыка письма школьниками наиболее частым оказываются ошибки, имеющие оптико-пространственные нарушения или так называемое “зеркальное написание букв”.
    Зеркальное написание букв является наиболее очевидным и заметным видом специфических ошибок для учителей и родителей.
    Если допускаются подобные ошибки, необходимо обратить внимание различает ли ученик понятия "слева" и "справа"? Проанализировать и понять уровень сформированности пространственных представлений, ориентировок ученика.
    Пространственная ориентировка включает два, тесно связанных между собой вида:
    1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
    2) ориентировку в окружающем пространстве.
    Формирование ориентировок в окружающем пространстве происходит в следующей последовательности:
    •    определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку;
    •    определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка;
    •    определение пространственных отношений между 2-3 предметами.
    Обследовать уровень сформированности пространственных ориентировок, а также использовать как развивающие упражнения, можно с помощью следующих заданий:
    1.Покажи левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; покажи правой рукой левый глаз, левое ухо.
    2.Назови предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
    3.Напиши определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.
    4.Опиши, где находится предмет (цифра, буква) по отношению к другим.
    5.Нарисуй кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку и т.д.
    6. Собери букву из пластилина, вырежи из бумаги, выложи из шнурка.
    7.Сделай несколько букв из пластилина и, закрыв глаза, угадай их на ощупь.
    8.Определение пространственного положение предмета. Самостоятельно опиши где расположены предметы, знаки (цифры, буквы) по отношению к другим.
    9.Чтение слоговых таблиц. Прочитай слоги в заданном направлении: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх.
    10.Реконструирование прописных букв -добавляя, убавляя, заменяя элементы букв на доске (маркером, мелом, на интерактивной доске, используя любые приёмы ИКТ).
    Зрительно запомнить образ буквы и ее элементов поможет сравнение со знакомыми предметами.
    По материалам: Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie